28.04.2017 вступили в силу изменения в УПК РФ, устанавливающие дополнительные гарантии независимости адвокатов при оказании ими квалифицированной юридической помощи в уголовном судопроизводстве.

29.04.2017
Поправки в уголовно-процессуальный закон внесены по инициативе Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека 1 октября 2015 г. и направлены на создание дополнительных гарантий независимости адвокатов при оказании ими квалифицированной юридической помощи в уголовном судопроизводстве.

Введены правила, которые, развивая уже закрепленные в законе требования, позволят в ходе предварительного расследования сократить риски воспрепятствования допуску защитника к участию в досудебной процессуальной деятельности, в том числе на первоначальном этапе, исключить немотивированные отказы в рассмотрении и удовлетворении ходатайств об исследовании доказательств, приобщении к делу документов и других материалов и иные неправомерные ограничения в реализации адвокатом его процессуальной функции.

Так, в целях устранения формальных препятствий для вступления адвоката в уголовное дело и исключения практики использования разрешительного порядка его допуска к участию в деле в статью 49 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) внесены изменения, согласно которым адвокат вступает в уголовное дело, а не допускается к участию в уголовном деле и обладает всеми процессуальными правами с момента вступления в уголовное дело, а не с момента его допуска.

Кроме того, части третья и четвертая статьи 50 Кодекса дополнены положениями, обязывающими органы предварительного расследования и суд учитывать принятый адвокатской палатой порядок участия адвоката в уголовных делах в качестве защитника по назначению. Это позволит избежать ситуаций, когда органами предварительного расследования игнорируются решения органов адвокатского самоуправления и назначаются адвокаты для участия в уголовных делах вопреки интересам подозреваемых и обвиняемых.

В статью 56 Кодекса внесено изменение, исключающее возможность привлечения в качестве свидетелей по делу лиц, в том числе адвокатов, которые обладают свидетельским иммунитетом и не подлежат допросу в соответствии с частью третьей этой статьи.

Статья 58 Кодекса дополнена положением о том, что стороне защиты не может быть отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в производстве по уголовному делу специалиста для разъяснения вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию.

Расширен также перечень недопустимых доказательств, закрепленный в части второй статьи 75 Кодекса, - дополнен указанием на доказательства, которые получены в ходе оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий путем изъятия из производства адвоката по делам его доверителей.

В целях обеспечения гарантий равноправия сторон обвинения и защиты в доказывании статья 159 Кодекса дополнена положением, согласно которому участникам уголовного судопроизводства не может быть отказано в удовлетворении
ходатайства не только о производстве следственных действий, но и о приобщении к материалам уголовного дела доказательств, если обстоятельства, об установлении которых ходатайствуют указанные лица, имеют значение для данного уголовного дела и подтверждаются этими доказательствами. Кроме того, названная статья дополнена положением об обязанности органов предварительного расследования гарантировать защитнику участие в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству подозреваемого или обвиняемого.

Во избежание произвольного применения положений Кодекса о недопустимости разглашения данных предварительного расследования и использования этих положений в целях воспрепятствования деятельности адвокатов по защите законных интересов их доверителей введена новая редакция статьи 161 Кодекса, конкретизирующая правила сохранения тайны следствия.

Конфиденциальность отношений адвоката и его поручителя является необходимым условием реализации права каждого на получение квалифицированной юридической помощи в соответствии со статьей 48 (часть 1) Конституции Российской Федерации. В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2015 г. № 33-П сформулирован ряд минимально необходимых требований к соблюдению конфиденциальности в адвокатской деятельности при проведении в отношении адвоката отдельных следственных действий. В частности, обыск у адвоката может быть произведен только на основании судебного решения, в котором должны быть указаны конкретные отыскиваемые объекты и данные, служащие основанием для проведения обыска, изъятие адвокатского досье целиком при обыске недопустимо, недопустимы также фотографирование, киносъемка, видеозапись и иная фиксация материалов адвокатского досье.

Указанные требования закреплены в новой статье 450.1 Кодекса "Особенности производства обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката".

Федеральный закон от 17 апреля 2017 г. № 73-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"

ЭКСПРЕСС КОНСУЛЬТАЦИЯ

Возврат к списку

Наши преимущества
Active protection
Активная защита.
Экстренная помощь
team of professionals
Отраслевые специалисты.
Команда профессионалов
Justice of the Russian Federation
Свидетельство Министерства
юстиции РФ
Best practices
Передовые практики.
Оптимальное решение
Наверх